шуша город нагорном карабахе площадь

«В руинах валяется розовый тапок»: сердце Карабаха после войны

Что сейчас происходит в Шуше

Шуша (по-армянски Шуши) – маленький городок, расположенный в самом сердце Нагорного Карабаха, всего в каких-то десяти километрах от Степанакерта. Цитадель этой земли, по роковому стечению, и стала главной сценой ее трагедий. Наш корреспондент побывала в этом городе и увидела, что там сейчас происходит.

Фото: Лина Корсак

По итогам первой карабахской войны 1992-1994 годов армянские войска установили контроль не только над Нагорным Карабахом, но еще и над семью районами Азербайджана, которые впоследствии стали называться «буферной зоной» или «зоной безопасности». Азербайджанцы, жившие здесь веками, были вынуждены покинуть родные дома.

На войне, как известно, святых нет. Жестокость творили и одни, и другие. Потери обеих сторон составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, еще примерно столько же было ранено, более четырех тысяч человек пропали без вести, сотни тысяч мирных жителей стали беженцами. Оставленная местными жителями земля десятилетиями пустовала, здания разрушались, территорию «засевали» минами. Такова цена вражды.

Спустя почти четверть века Азербайджан в результате 44-дневной войны возвратил свои районы. Теперь задача вернуть эти территории к жизни.

Цитадель

Сам город с его крепостными стенами был воздвигнут в 1750 году Панах-али Ханом, на горном плато площадью в три квадратных километра для охраны Карабахского ханства. С трех сторон это плато обрывается отвесными скалами высотой 70-80 метров.

В 19-м веке здесь жило много богатых людей, как армян, так и азербайджанцев. Тут были и мечети, и церкви, караван-сараи (восточные гостиницы и торговые дома) и дома-музеи просветителей, поэтов, музыкантов.

«Кто владеет Шуши, тот владеет Карабахом», — говорят в Армении. Для Азербайджана же этот город тоже занимает огромное место в исторической памяти народа. Борьба за право обладать сердцем Карабаха не стихает вот уже сто лет.

В годы первой карабахской войны 1992-1994 годов захват армянскими войсками этого, считавшегося неприступным, форпоста стал переломным моментом и определил исход противостояния. Это была самая тяжелая потеря для Азербайджана. И вот, в 2020 году, на 43-й день карабахской войны, над Шушей подняли флаг Азербайджана.

Нынешняя Шуша, равно как и семь возвращенных под контроль Баку районов, находятся в ужасном, полуразрушенном состоянии. Несмотря на это в городе уже возобновили подачу электричества и воды, восстанавливают мечети, армянскую церковь и важные культурные объекты. Работают два продуктовых магазина, пекарня и банкоматы. В «город над бездной» постепенно возвращаются беженцы, а вместе с ними и мирная жизнь. Обычные люди, вынужденные несколько десятков лет жить вдали от Родины, настолько истосковались по ней, что готовы мириться с любыми трудностями.

«Наверное, это его куртка»

Людей на улицах города совсем не много. И тут, и там на кирпичных заборах и стенах домов встречаются нанесенные баллончиком надписи с именами военных, которые в ноябре 2020 года сражались за «сердце Карабаха».

Строительная техника расчищает горы камней рядом со зданием, где некогда размещалась редакция газеты «Шуша». Напротив остатки филиала центрального банка. Если свернуть за мечетью направо, сразу попадаешь вглубь заброшенных жилых домов. Их двери и стены тоже исписаны. Имена бойцов здесь чередуются с надписями «Karabakh — Azerbaijan».

Фото: Лина Корсак

Заныриваю в подъезд. Среди обилия мусора и кусков бетона, валяющихся на лестнице, в глаза бросается ярко-розовый женский тапок с опушкой из кроличьего меха. Такая домашняя обувь была очень популярна у женщин в период постсоветского расцвета «челночной» торговли. Точно не ошибусь, если скажу, что в домах всех моих знакомых такие имелись, хотя бы по одной паре. Не для себя, так для гостей. Но здесь, среди серости и пустоты, этот розовый цвет воспринимался каким-то неестественным и неуместным что ли, как-будто его априори здесь быть и не должно вовсе.

В пустующих квартирах горы хлама, осколки стекол и разбросанная повсюду одежда. Вот мужская рубашка, наполовину торчащая из-под деревянной балки, от бетонной пыли сложно даже понять, какого она цвета на самом деле. А вот зимняя курточка на мальчонку лет пяти. Возле опрокинутого телевизора с разбитым экраном — фото. Запечатленные на нем дети сидят рядом. Девочка с распущенными длинными волосами с заботой обнимает немного испуганного мальчика.

Фото: Лина Корсак

— Наверное, это его куртка, — мелькает в голове.

От этой мысли, не смотря на невыносимую жару, по телу пробегает озноб. Самое страшное на войне — это дети. Дети и война, как извечный антагонизм войны и мира.

«Набрал горсть земли и начал ее есть»

Бредя среди полуразрушенных пустующих зданий, к своему удивлению, замечаю пекарню. На фоне ужасающих последствий войны пышные золотистые буханки кажутся не просто хлебом. Они — как те маки на минных полях, которые встречались по дороге в Шуши, символ надежды на мир.

Возле входа несколько мужчин, у каждого в руках пакеты, из которых выглядывает только что купленный хлеб. Они о чем-то оживленно болтают и, по всей видимости, абсолютно никуда не спешат. Воздух, пропитанный ароматом свежеиспеченного хлеба, наполняет собой всю улицу. Этот запах настолько манящий, что не возможно удержаться и просто пройти мимо.

Внутри серого обшарпанного помещения несколько печей, в которых румянятся аппетитные булки и круглые, похожие на солнце, лепешки. Рядом стоят палеты с готовым хлебом. Тут же через приоткрытое окошко идет торговля.

Фото: Лина Корсак

Спрашиваю у одного из рабочих внутри, как найти хозяина, тот что-то громко кричит на родном языке.

— Здравствуйте. Вы что-то хотели? – слышу за спиной.

Мужчина преклонных лет, морщинистое лицо, волосы убеленные сединой. Хозяин пекарни, Азад Каримович, охотно соглашается поговорить.

— Я приехал в Шуши в ноябре прошлого года, — делится собеседник. — Когда президент Алиев сказал, что город освободили, я сразу для себя решил, что должен во что бы то ни стало вернуться. Это мой дом, я родился и вырос здесь. На этой земле похоронены мои предки. С 1975 года до первой карабахской войны у меня здесь тоже была пекарня и карамельный цех. Вернувшись, сразу решил, что хочу восстановить производство. Подал заявку на тендер и сам себе пообещал, что если выиграю, то буду два месяца наших военных кормить хлебом абсолютно бесплатно. Так и произошло. Потом здесь начали появляться гражданские люди, в основном это рабочие и строители, которые восстанавливают город. Я и им два месяца бесплатно хлеб давал.

— А все эти годы вы где жили?

— В Баку жил с семьей.

— Вернулись тоже с семьей?

— Нет, пока что один. Здесь нет условий, чтобы семью перевезти. Наш дом уничтожен, мне выделили комнату в доме напротив. На втором этаже.

Азад махнул рукой в сторону здания, расположенного через дорогу. Я обратила на него внимание еще по пути в пекарню. Длинная пятиэтажка, люди возле подъездов, на балконах развешаны вещи, видимо сохнут после стирки. А почти посередине зияет черная дыра от попавшего снаряда.

Фото: Лина Корсак

— С того времени, как вы вернулись сюда, были какие-то диверсии?

— Стреляли пару раз. Говорят, что армянские военные. Они же в открытую заявляют, что третья война будет. Но мирные люди не хотят больше войны. Не скрою, перед началом второй карабахской войны градус накала был уже настолько велик, что народ хотел, чтобы конфликт наконец-то разрешился, пусть даже самой страшной ценой. Но уже хватит смертей. Хотя уверен, что если все же третья война случится, Армения вновь проиграет.

— Что вы чувствовали, когда первый раз после освобождения города смогли приехать сюда?

— Я не могу описать это состояние словами, настолько были глубокие эмоции, — голос собеседника дрогнул. Его скулы заметно напряглись, а глаза заблестели. Мужчина пытался сохранять спокойствие, но слезы продолжали накатываться. — Первым делом я отправился туда, где когда-то был мой дом. От него почти ничего не осталось. Руины. Мой дом, дом брата, дом моих родителей, все разрушено. Я стоял и плакал. Потом набрал горсть земли и начал ее просто есть.

Фото: Лина Корсак

-У вас, наверно, чувство ненависти к армянам? Ведь почти тридцать лет вы были отрезаны от родной земли, а это все же большой срок.

— Что я могу сказать? В советские времена мы все жили очень дружно. И армяне, и азербайджанцы, и русские — без разницы. А потом девяностые, и всё изменилось. Соседи, жившие бок о бок десятилетиями, стали врагами. Я сейчас приехал на кладбище, а могил нет. Понимаете? Все разрушено, просто стерто с лица земли. Даже камней не осталось, ничего не видно. А у меня там отец, дед лежат. Очень тяжело это все.

Азад посмотрел в сторону и замолчал. Спустя несколько минут продолжил:

— У меня в Баку сосед был армянин. Хороший человек, как родственник мне был. Мы с ним дружно жили, все делили по-соседски. Вот если сейчас этот армянин пришел и сказал бы: «Я хочу здесь жить», я ничего плохого ему не смогу ответить. Хочешь мирно жить — давай жить. Но большинство не хотят мира. Говорят, что мы — враги. Но, несмотря ни на что, в моем сердце нет ненависти.

— Давайте я и вас угощу, — мужчина улыбнулся и подвел меня к столу, на котором остывал только что вынутый из печи хлеб. — Вот этот сладкий, а это обычный. Я вам сейчас оба положу. Все подтвердят, у меня самый вкусный хлеб. Это потому что я люблю то, что делаю. А когда с любовью, то всегда хорошо получается. Весь мир на любви держится.

Для мира, прочного и долгого, для всех, одной победы мало. Нужно, чтобы пришло это простое понимание: из ненависти и вражды ничего хорошего не получится. В основе всего только прощение и любовь.

Раненый город или противоречивая история Шуши

«Ни один конфликт не был разрешён насилием. Можно победить или проиграть, но, рано или поздно, всё равно придётся договариваться.»

Об этом городе я знал и слышал давно, но без исторических справок и других подробностей. Сегодня решил восполнить этот пробел и заодно показать вам место, которое нужно обязательно посетить во время путешествия по НКР.

Шуши — один из крупных населённых пунктов Нагорно-Карабахской Республики. Расположен в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 метров над уровнем моря, в 11 км к югу от Степанакерта.

Согласно административно-территориальному делению НКР, фактически контролирующей город, является административным центром Шушинского района НКР; согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — административным центром Шушинского района Азербайджана, не совпадающего с одноимённым районом НКР.

История у Шуши не простая, как вы поняли из названия заметки — противоречивая. Аналогичные впечатления сложились у меня и от личного посещения города. Внешне он похож на большого старого волка на теле которого видны многочисленные шрамы. Они уже не кровоточат, но иногда дают о себе знать.

Я видел здесь много, как древних развалин, так и современных, оставшихся после известных всем трагических конфликтов.

Несмотря на некоторые печальные детали, в целом город показался мне душевным, тихим и умиротворённым.

Удивило и понравилось сегодняшнее отношение к исламским памятникам, которые начали реставрировать. Мы заходили в Верхнюю мечеть Гевхар-аги и увидели внутри стройматериалы. Надеюсь, в скором времени этот памятник архитектуры будет полностью восстановлен.

По данным азербайджанского историка XIX века Мирза Джамала, мечеть была построена по распоряжению Ибрагим хана «в 1663—1769 гг.».

Достроена зодчим Кербалаи Сефи-ханом Карабаги по указу дочери Ибрагим хана Гевхар-аги в 1883–1885 годах. После перехода в 1992 году Шуши под контроль Нагорно-Карабахской Республики мечеть прекратила своё функционирование.

Своё личное отношение к тому, что происходило тут раньше, я высказывать не буду, в конце заметки поделюсь лишь парочкой мыслей. Сейчас вы можете просто посмотреть общие фотографии, сделанные здесь мною в сентябре 2017 года.

А кому интересно, почитайте историческую справку, взятую из общего доступа. Согласно ЭСБЕ (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона), Шуша была основана в 1752 году создателем и первым правителем Карабахского ханства Панах-Али-беком.

Большой энциклопедический словарь и Институт географии РАН также называют датой основания города 1752 год. Согласно БСЭ, Шуша была основана в середине XVIII века как крепость для защиты Карабахского ханства.

В Энциклопедии ислама аналогично отмечается, что город, построенный в 1752 году Панах Али-ханом, был назван Панахабадом.

Существуют две версии основания города.

Азербайджанская версия

Согласно азербайджанской версии, возведение крепости Шуша непосредственно связано с именем Панах Али-хана — основателя Карабахского ханства, выделившегося в результате распада персидского государства Надир-шаха.

Как писал карабахский историк XVIII—XIX вв. Мирза Джамал Джеваншир:

Ещё в то время, когда армянские магалы Хамсе не подчинялись ему (Панах-хану), он нашёл целесообразным построить в удобном месте крепость среди илатов, с тем чтобы в случае похода окрестных ханов против него защитить в ней родственников, служащих, приближённых и знатных людей

Шуша стала третьей крепостью, возведённой Панах Али-ханом. В 1748 году он построил крепость в местечке Баят. Согласно Мирзе Джамалу Джеванширу, отразив осаду Баята со стороны правителей Шеки и Ширвана, «Панах-хан задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе».

Первым из меликов Панах-хану подчинился Шахназар. В 1751 году Панах-хан построил новую крепость у источника Шахбулаг в равнинном Карабахе.

Решение о возведении ещё одной крепости в неприступной горной местности было принято после того, как стало известно, что каджарский хан Мохаммад Хасан-хан стал правителем Мазендерана и Гиляна. Это решение было принято при непосредственном участии армянского мелика Варанды Шахназара.

По сообщению Мир Мехди Хизани, место для строительства было выбрано такое, чтобы крепость располагалась на пути между зимними и летними пастбищами.

Новая крепость Панахабад была заложена примерно в 1751 году. Город вначале назывался Панахабадом в честь своего основателя, а позднее стал именоваться Шуша, по названию соседнего армянского селения Шош (Шушикенд), часть жителей которого была переселена в новый город вместе с жителями Шахбулага и нескольких других деревень.

В дальнейшем Панах Али-хан постепенно подчинил своей власти всех армянских меликов Хамсы и распространил свою власть на соседние территории. Таким образом, в результате междоусобиц армянских меликов, Нагорный Карабах впервые за свою историю оказался под властью тюркского правителя.

Армянская версия

Существующие армянские версии сводятся к тому, что к середине XVIII века крепость уже существовала и принадлежала армянскому мелику Шахназару, который и передал её Панах Али-хану.

В одном из исторических документов сообщается, что «оная деревня Шоша окружена каменными горами». Под «каменными горами» здесь подразумевается каменистое плато, в то время неприступное, которое с трёх сторон окружено отвесными скалами. Эта местность служила естественным укреплением или крепостью для защиты от врагов.

По утверждению Шагена Мкртчяна, основателем крепости был Аван-юзбаши, командующий боевыми силами сыгнахов (опорных пунктов), штаб которого размещался на вершине небольшого плато, неподалёку от селения Шош. Эта местность в архивных источниках называется «Укрепление Шоша», или «Кар» («Скала» или «Наскальная»).

Выходец из рода местных меликов, Аван-юзбаши, вероятно, в то время прибыл в Карабах из Ширвана. В одной из армянских хроник указано, что «Аван-юзбаши, прибыв и укрепившись в скале Шоша, прославился. Это имело место в 1717 году».

В письме русского генерала Матюшкина от 19 декабря 1725 года говорилось, что «сотник Аван, внимая просьбам населения Карабаха, своими людьми числом 10 тысяч … остаётся в схнахе и строит крепость».

15 ноября 1726 года Аван-юзбаши докладывал командиру русских войск, что османцы «со всей армией напали на Шоши — крепость Авана юзбаши и Охана юзбаши. Восемь дней воевали пушками и снарядами. Захватили половину скалы, но больше пройти не смогли».

Ашот Иоаннисян считает, что фундамент крепостной стены начал закладывать ещё в 1724 году Аван-юзбаши, а Панах Али-хан лишь возвёл с четвёртой стороны плато высокую стену, чтобы «на вершине плоскогорья поселение городского типа было бы защищено со всех четырёх сторон».

В 1733 году карабахские армяне выгнали тюрок из своих владений, при этом убив сераскира Сара Мустафу пашу, после чего между владетелями армянских меликств возникли междоусобные распри, вылившиеся в 20-летнюю войну.

Мелик Шахназар, пытаясь взять верх над своими противниками, пригласил себе на помощь предводителя кочующего джеванширского племени, сдав ему крепость Шуши.

В рапорте А. В. Суворова, направленном из Астрахани князю Г. А. Потемкину, сообщалось:

Шахназар… сей предатель своего отечества, призвал Панах-хана, бывшего прежде начальником незнатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным

В Армянской советской энциклопедии утверждалось, что Шушинская крепость была известна ещё в раннем средневековье под названием Шикакар — именно здесь в IX веке князь Сахл Смбатян одержал победу над арабским войском. В позднем средневековье эта крепость упоминалась как Караглух, Кар, сигнах Караглух, крепость Шош.

По ещё одной версии, Шуша была построена на развалинах древнего города Шуши, разрушенного монголами. Мнение о ранее существовавшем армянском укреплении, согласно доктору исторических наук Гамлету Петросяну, получило археологическое подтверждение в ходе раскопок в начале XXI века.

С 1755 по 1823 годы Шуша оставалась столицей Карабахского ханства. При Ибрагим Халил-хане город был разделён на три квартала: Табризли, Казанчали и Аглисли. По данным источника 1795 года, в Шуше имелось более 10 тыс. населения. С 1813 года (фактически с 1805 года) — в составе России.

Во время Русско-персидской войны 1826–1828 малочисленный гарнизон Шуши под начальством полковника Реутта около 40 дней героически сопротивлялся иранской армии Аббаса-Мирзы.

С 1840 года Шуша — уездный город Каспийской области, с 14 декабря 1846 года — вновь образованной Шемахинской, а с 1859 года — Бакинской губернии. В декабре 1867 года вошёл в состав Елизаветпольской губернии.

В XIX веке были составлены три генеральных плана, согласно которым проводилась активная застройка города. К концу XIX века нагорная часть города была армянской, нижняя — татарской.

В 1889 году на средства азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван в город был проведён водопровод из родника Исы.

Самая старая из сохранившихся в Шуше мечетей была построена в 1768 году Ибрагим-ханом, самая старая церковь — в 1816 братьями Баадурянами.

В 1912 году в Шуше стараниями врача Абдул Керима Мехмандарова была открыта первая русско-азербайджанская женская школа на 20–30 человек.

Шуша славилась своей богатой культурной жизнью, литературой, музыкой, архитектурой. В городе действовало большое количество различных литературных и музыкальных обществ.

В конце XVIII — начале XIX века складывается шушинская школа мугамата (один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки), состоявшая в разные годы из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стоят крупные исполнители-мугаматисты (ханенде).

Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на всём Ближнем Востоке. Энциклопедия Британника связывает известность города с особой ролью, которую он играл в сохранении и развитии всех жанров этого древнего вида искусства. Мугам, по мнению американского историка Рональда Сюни, наиболее сильно ассоциируется именно с городом Шуша.

В 1905–1906 годы в Шуше начались первые армяно-азербайджанские столкновения. Всё это ужасное и трагическое противостояние с гибелью большого числа мирных жителей с обеих сторон длилось до 1992 года.

Эту длинную страницу истории я решил пропустить и не использовать в своей заметке. Кому интересно, можете сами почитать. Всю информацию я взял отсюда. Там собраны данные из многих источников.

Давайте лучше финальную часть материала я посвящу нескольким оставшимся достопримечательностям города.

Верхнюю мечеть Гевхар-аги вы уже видели. А это Нижняя мечеть Гевхар-аги. В отличие от первой, она пока находится в совсем заброшенном состоянии.

Для верующего, конечно, печально и трагично гулять здесь. Но, путешественнику понравится. Вокруг ни души, всё заросло кустарником и травой. Встречаются даже экспонаты из советского прошлого. Когда-то на этом автомобиле ездила счастливая семья…

Мне захотелось подняться на один из минаретов мечети и сделать снимки с высоты. Не часто удаётся такое осуществить. В действующих мечетях минареты, как правило, закрыты для туристов.

Вот эти минареты со стороны. Я был на том, что справа. Будете тут, сделайте тоже самое, на вверху классно. Только ничего не ломайте, не мусорите и не пишите на стенах (впрочем, как и в любом месте планеты).

Около отеля, где я ночевал в Шуши стоит ещё одна мечеть — Саатлы (по центру фрагмент минарета, здание справа). Была построена в 1883 году азербайджанским архитектором Сефи Ханом Карабахским на месте старой мечети и медресе, в котором преподавал азербайджанский поэт и визирь Карабахского ханства Молла Панах Вагиф.

Обязательно посетите собор Святого Христа Всеспасителя. Архитектурный комплекс состоит из церкви (1868–1887 годы) и колокольни (1858 год).

На главной площади города установлен памятник известному в НКР человеку — Вазгену Саркисяну. Армянский государственный и военный деятель, писатель, погиб в результате террористического акта 27 октября 1999 года. Прозаик, автор книг и публицистических статей.

Тогда таблички я там не заметил, прочитал про него только сейчас. Поэтому и выложил фото, чтобы вы знали о нём заранее.

Не мог я проехать мимо этого полуразрушенного здания. Попросил водителя остановится, чтобы всё детально сфотографировать.

На фасаде здания размещены красивые картины.

Шуша город нагорном карабахе площадь

Шуша — небольшой и непримечательный на первый взгляд городок южнее Степанакерта имеет интересную историю и несколько культурных достопримечательностей.

Шуша находится в предгорьях Карабахского хребта. История городка имеет армянскую и азербайджанскую версии. Данные до 1752 года разнятся, но сомнений в том, что Шушу основал первый хан Карабахского ханства Панах-Али-бек. Происхождение названия также объясняется несколькими версиями. То ли основатель города назвал его так из-за «прозрачного, как стекло» воздуха («шуше» на азербайджанском обозначает «стекло»), то ли здесь ранее существовала армянская деревенька Шош, или Шушикенд. Крепость, построенная Панах-Али-беком, первоначально называлась Панахабадом, но быстро получила новое название и была столицей Карабахского ханства вплоть до его упразднения в 1822 году. Ещё в 1805 году Шуша попала под влияние России, которая помогала правителям ханства в войнах с Персией. С 1814 года столица ханства стала владением Российского государства. Упразднение Карабахского ханства привело к территориально-административным преобразования, в результате которых Шуша стала центром уезда Каспийской (позже Елизавепольской) губернии.

В 19 веке были утверждены три плана генеральной застройки города, насчитывавшего более 25 тысяч жителей к концу 1880-х годов. Жители Шуши были представлены приблизительно поровну армянами и азербайджанскими татарами. В тот период Шуша была крупным культурным центром большого региона. Здесь «выкристаллизировалось» искусство азербайджанского музыкального искусства – мугам, а знаменитый баталист В.Верещагин посвятил Шуше несколько рисунков. В советский период Шуша утратила своё значение в Нагорном Карабахе, уступив главенство Степанакерту. Во время Карабахского военного конфликта 1991-92 годов город сильно пострадал и не смог оправиться.

Туристов в Шуше может привлечь мавзолей на месте захоронения поэта Молы П. Вагифа, краеведческий музей, армянские церкви Мергецоц (сейчас кинотеатр), Сурб Аменапркич Казанчецоц, Канч жам, мечеть. От старой Шуши осталась стена крепости, заложенной ещё Панах-Али-беком.


источники:

http://www.tourister.ru/responses/id_28654

http://tochka-na-karte.ru/Goroda-i-Gosudarstva/2328-Shusha.html